Итак, в предыдущих постах мы
рассмотрели всех указанных участников профессионального образования. Теперь же
хотелось более подробно остановиться на проблемах во взаимодействии между
профессиональным сообществом и высшими учебными заведениями, а также обсудить
возможные пути решения, проанализировать лучший опыт.
Рис. Взаимодействие между вузами и профессиональным сообществом в сфере
рекламы и PR
Проблемы работодателей:
- перенасыщение выпускниками,
которых в свою очередь нужно заново учить профессии;
- компаниям проще взять готового
специалиста с рынка, чем растить кадры со студенческой скамьи;
- работодатели слабо включены
непосредственно в образовательный процесс: участие в разработке содержательной
части обучения, например, курса гостевых лекций, практических заданий, оценки
выпускных работ и студенческих проектов.
При этом хочу заметить, что, в
целом, профессиональное PR-сообщество старается взаимодействовать с системой образования.
Среди положительного опыта Петербурга можно отметить: ряд питерских вузов
являются членами различных профессиональных ассоциаций, в ряде вузов образованы
студенческие отделения РАССО, которые проводили и проводят много мероприятий
как научных, так и практических; проведение студенческой конференции в рамках
крупнейшего отраслевого мероприятия в России и Восточной Европы The Baltic PR Weekend (www.balticweekend.com),
а также других конкурсов, конференций, грантов, семинаров и круглых столов; привлечение студентов к реализации крупных
проектов, как на практику, так и на платной основе в компании-участники
профессиональных ассоциаций.
Здесь, как мы понимаем, важна инициатива и студентов, и
преподавателей, и руководства выпускающих кафедр. Работодатели, которые
действительно заинтересованы в притоке «свежей крови» в свой бизнес, никогда не
откажутся принять участие в конференции, выступить с мастер-классом, предложить
места для практики и материалы для исследований.
По моему опыту могу судить, что в
Петербурге рекламные и PR-агентства
и крупные компании открыты к различным вариантам сотрудничества с вузов: это и
проведение гостевых лекций и мастер-классов, и предоставление мест для
практики, стажировки, написания диплома. Учитывая, что питерский рынок довольно
маленький, то работодатели заинтересованы, чтобы лучшие студенты оставались у
них, а не уезжали, например, в Москву.
Часто обсуждаемый вопрос недовольства работодателей качеством
выпускников по рекламе и связям с общественностью тоже должен решаться
сообща и созданием взаимовыгодного партнерства между вузом и работодателями.
Кроме того, научная база рядов вузов и исследовательский опыт преподавателей
позволяет проводить исследования в области рекламы и связей с общественностью.
На мой взгляд, только интеграция научного
и профессионального сообществ, реализация совместных проектов способна
продвигать российские связи с общественностью на мировой уровень.
В завершении наших размышлений и
анализа наблюдений, отметим еще некоторые проблемы,
с которыми сталкиваются вузы во взаимодействии с работодателями.
- отсутствие отлаженной системы
практик и стажировок, маленькое количество партнерских соглашений;
- преподаватели имеют
преимущественно теоретический опыт, мало преподавателей-практиков с рынка;
- вузам не хватает денег для
участия преподавателей в мероприятиях для профессионалов (конференции,
профессиональное обучение и т.д.).
Это очевидные результаты проблемы слабого взаимодействия между этими
субъектами образовательного процесса. Причины нужно искать с обеих сторон.
Можно отметить, что у преподавателей, порой заваленных методической работой,
вынужденных совмещать преподавание в нескольких вузах, чтобы заработать, не
всегда время-то остается на профессиональное творчество и самообразование, не
говоря уже о налаживании продуктивных связей с представителями рынка труда. По
моему, мнению, у выпускающих кафедр должен быть свой пиарщик, который бы
централизовано занимался развитием партнерской сети, продвижением услуг
кафедры, организацией мастер-классов. Чтобы данная деятельность была не разовой
и основанной на голом энтузиазме, а носила системный характер и приносила
ощутимые плоды.
Решением также может быть создание ассоциации выпускников по
рекламе и связям с общественностью. Данная давно витает в умах, ей обсуждают,
проводят одно-два мероприятия, но чтобы она была реальным проектом, опять же
нужно время, люди и деньги. Конечно, в эпоху интернет-технологий довольно
просто поддерживать связи, но очень важны реальные действия выпускников, их
заинтересованность в развитии своей alma mater.
Вот как-то так хотелось высказать
своим мысли и соображения о проблемах и возможностях их решения в
профессиональном образовании будущих менеджеров по рекламе и связям с
общественностью. А каков ваш опыт
взаимодействия с профессиональным сообществом? Поддерживаете ли Вы связь с
выпускающей кафедрой и как помогаете ей в обучении и развитии будущих
специалистов? Какой у Вас есть опыт создания ассоциаций выпускников и
налаживания партнерских отношений с вузами?
Буду очень благодарна за Ваши
комментарии и ссылки.
Соглашусь, что на каждой кафедре должен быть специалист по поиску партнеров.
ОтветитьУдалитьНе совсем понятен формат Ассоциации выпускников.
Что касается ассоциации выпускников, то ряд вузов создают такие ассоциации (они могут называтся по-разному), чтобы поддерживать связь с ними. Хорошо бы, чтобы выпускающие кафедры, также поддерживали контакт с выпускниками, приглашали их на мероприятия, в том числе учебные, научные. Особенно это было бы полезным, если выпускники работают по специальности.
УдалитьНадежда Кудинова:
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что на данный момент существует еще одна проблема у ВУЗов. На своем примере расскажу:
Я PR-специалист в крупном медиа-холдинге, с 5-летним опытом работы, параллельно защитила диссертацию и имею степень кандидата экономических наук (2 года). Периодически я читаю лекции, даю мастер-классы, делюсь опытом и делаю это СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО, когда слушатели НЕ ПЛАТЯТ за участие.
При этом, мастер-классы интересны как моим коллегам, так и студентам, поскольку я подбираю различные темы (легкие на восприятие или более продвинутые с экономическими показателями и проч.)
Так вот, когда я у меня появилось время и желание идти преподавать на 1\4 или даже 1\8 ставки в alma mater, к сожалению, мне отказали.
Я разговаривала и с другими ВУЗами, но везде примерно одинаковая ситуация... К сожалению, нет свободных часов, преподаватели набирают различные курсы и совсем нет места...
Я не готова отказываться от основной работы, но могу найти время, чтобы делиться опытом со студентами, тем более, получается, что я всегда "на волне" и понимаю каждый день в каком направлении движется медиа-рынок в реальной жизни, а не только в книжках.