Закончился очередной учебный год.
Хотелось бы подвести итоги и наметить план на будущий год. Но чтобы двигаться в
правильном направлении и попытаться решить важную задачу для PR-образования, нужно собственно
проанализировать существующие тенденции, проблемы PR-образования и постараться сообща
найти возможные варианты решений, чтобы отрасль продолжала успешно развиваться.
В следующих нескольких постах
хотелось бы осветить свои представления о различных ожиданиях, «узких местах» взаимодействия
между субъектами профессионального образования в PR и рекламе, а также осветить
существующие «лучшие практики» (на примере Петербурга) в сфере рекламы и PR.
Поставив такую «глобальную» для
себя задачу, очень рассчитываю на помощь экспертов. Конечно, я смотрю на сферу
образования через «линзы» преподавателя, что мешает мне увидеть цельную
картину. Поэтому Ваши советы, наблюдения, профессиональный опыт, комментарии
помогут глубже разобраться в имеющихся проблемах, а также обсудить возможные пути
достижения лучших результатов в процессе обучения будущих пиарщиков и рекламщиков.
Для начала хотелось бы обрисовать
«поле» для обсуждения и дискуссии. Возможно, мои представления могут показаться
несколько общими и условными, но я представляю себе следующую схему
взаимодействия основных участников и потребителей профессионального образования
в сфере рекламы и PR, а
также ряд факторов, влияющих на профессиональное образование.
Рис. Схема взаимодействия субъектов PR-образования
А – это вузы, которые
ведут профессиональную подготовку по направлению бакалавриата и магистратуры «реклама и связи с
общественностью». В соответствии с Федеральным порталом «Российское
образование» (www.edu.ru) в 2013 году 258
вузов по всей России осуществляют подготовку на бакалавра, 10 из них - на магистра. Следует заметить, что это одно
из популярных направлений подготовки и находится на третьем месте после юриспруденции и психологии.
Интересно, много ли в России магистров рекламы и связей с общественностью?
Думаю, что с современной тенденцией обучения в течение всей жизни, во-первых, и
понимание того, что в бакалавриате даются довольно общие знания по профессии,
во-вторых, увеличит количество магистров в будущем.
Б – это студент (бакалавр,
магистр), который получает первое или последующее образование по направлению
«реклама и связи с общественностью» в рамках высшего учебного заведения, то
есть получает так называемое официальное образование. Здесь мы также хотели
обсудить и выпускников данных высших учебных заведений (1-2 год после получения
образования).
В – работодатель в сфере рекламы и связей с общественностью. Структура
этого элемента очень разветвлённая. Местами потенциального трудоустройства для
выпускника могут выступить: PR и рекламные агентства; подразделения PR, рекламы и маркетинга в организациях
различной формы собственности и сфер деятельности, политической, экономической
и социальной; СМИ и т.д. В рамках этой категории мы бы хотели рассмотреть и
профессиональное сообщество, включающее в себя различные профессиональные
организации в области рекламы и PR,
СМИ, которые тоже являются активными или пассивными участниками образовательного
процесса в сфере рекламы и PR.
Как мы видим, все участники образовательного процесса
взаимосвязаны. На схеме эти связи я изобразила разноцветными, так как характер этих связей разный. Да и
вообще, именно это и хотелось бы с Вами обсудить. Потому что, описать, что
происходит «внутри» каждого субъекта образовательногопроцесса – вполне посильная
задача для рефлексии и саморефлексии. А вот когда возникает ситуация
взаимодействия, столкновения ожиданий и возможностей различных субъектов, вот
тут-то и возникают трудности.
Кроме того, описание систему PR и
рекламного профессионального будет неполной без понимания факторов, которые на неё влияют. Их, безусловно, великое множество,
но хотелось бы более подробно остановиться на:
а) специфике профессиональной
деятельности в сфере рекламы и PR;
б) существующих проблемах /
вызовах профессионального образования в России;
в) влиянии агентов неформального
(например, коммерческие и некоммерческие организации кроме вузов, организующие
обучающие курсы по рекламе и PR)
и информального образования (различные профессиональные и непрофессиональные
сообщества, ресурсы для самообразования и т.д.).
Учитывая, что я работаю в
Санкт-Петербурге, то мои суждения, возможно, будут иметь региональный оттенок. Логику
дальнейшего рассуждения хотелось бы построить на рассмотрении полученных пар
субъектов: вуз-студент, студент-работодатель,
работодатель-вуз.
Кем (субъекты) и чем (факторы) Вы бы дополнили предложенную схему профессионального обучения в сфере рекламы и связей с общественностью? Как Вы считаете, есть ли вообще проблемы в данной системе или все и так хорошо?
Приглашаю Вас высказать свое мнение в комментариях.
Или написать мне личное
сообщение: vk.com/natalyefremova или vk.com/prlab_efremova
Заранее спасибо!
С уважением, Ефремова Наталия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий