среда, 9 июля 2014 г.

Образование в рекламе и PR: работодатели vs преподаватели

Итак, в предыдущих постах мы рассмотрели всех указанных участников профессионального образования. Теперь же хотелось более подробно остановиться на проблемах во взаимодействии между профессиональным сообществом и высшими учебными заведениями, а также обсудить возможные пути решения, проанализировать лучший опыт. 
 Рис. Взаимодействие между вузами и профессиональным сообществом в сфере рекламы и PR

Проблемы работодателей:
- перенасыщение выпускниками, которых в свою очередь нужно заново учить профессии;
- компаниям проще взять готового специалиста с рынка, чем растить кадры со студенческой скамьи;
- работодатели слабо включены непосредственно в образовательный процесс: участие в разработке содержательной части обучения, например, курса гостевых лекций, практических заданий, оценки выпускных работ и студенческих проектов.

При этом хочу заметить, что, в целом, профессиональное PR-сообщество старается взаимодействовать с системой образования. Среди положительного опыта Петербурга можно отметить: ряд питерских вузов являются членами различных профессиональных ассоциаций, в ряде вузов образованы студенческие отделения РАССО, которые проводили и проводят много мероприятий как научных, так и практических; проведение студенческой конференции в рамках крупнейшего отраслевого мероприятия в России и Восточной Европы The Baltic PR Weekend (www.balticweekend.com), а также других конкурсов, конференций, грантов, семинаров и круглых столов;  привлечение студентов к реализации крупных проектов, как на практику, так и на платной основе в компании-участники профессиональных ассоциаций.

Здесь, как мы понимаем, важна инициатива и студентов, и преподавателей, и руководства выпускающих кафедр. Работодатели, которые действительно заинтересованы в притоке «свежей крови» в свой бизнес, никогда не откажутся принять участие в конференции, выступить с мастер-классом, предложить места для практики и материалы для исследований. 

По моему опыту могу судить, что в Петербурге рекламные и PR-агентства и крупные компании открыты к различным вариантам сотрудничества с вузов: это и проведение гостевых лекций и мастер-классов, и предоставление мест для практики, стажировки, написания диплома. Учитывая, что питерский рынок довольно маленький, то работодатели заинтересованы, чтобы лучшие студенты оставались у них, а не уезжали, например, в Москву.

Часто обсуждаемый вопрос недовольства работодателей качеством выпускников по рекламе и связям с общественностью тоже должен решаться сообща и созданием взаимовыгодного партнерства между вузом и работодателями. Кроме того, научная база рядов вузов и исследовательский опыт преподавателей позволяет проводить исследования в области рекламы и связей с общественностью. На мой взгляд, только интеграция научного и профессионального сообществ, реализация совместных проектов способна продвигать российские связи с общественностью на мировой уровень.

В завершении наших размышлений и анализа наблюдений, отметим еще некоторые проблемы, с которыми сталкиваются вузы во взаимодействии с работодателями.
- отсутствие отлаженной системы практик и стажировок, маленькое количество партнерских соглашений;
- преподаватели имеют преимущественно теоретический опыт, мало преподавателей-практиков с рынка;
- вузам не хватает денег для участия преподавателей в мероприятиях для профессионалов (конференции, профессиональное обучение и т.д.).

Это очевидные результаты проблемы слабого взаимодействия между этими субъектами образовательного процесса. Причины нужно искать с обеих сторон. Можно отметить, что у преподавателей, порой заваленных методической работой, вынужденных совмещать преподавание в нескольких вузах, чтобы заработать, не всегда время-то остается на профессиональное творчество и самообразование, не говоря уже о налаживании продуктивных связей с представителями рынка труда. По моему, мнению, у выпускающих кафедр должен быть свой пиарщик, который бы централизовано занимался развитием партнерской сети, продвижением услуг кафедры, организацией мастер-классов. Чтобы данная деятельность была не разовой и основанной на голом энтузиазме, а носила системный характер и приносила ощутимые плоды.

Решением также может быть создание ассоциации выпускников по рекламе и связям с общественностью. Данная давно витает в умах, ей обсуждают, проводят одно-два мероприятия, но чтобы она была реальным проектом, опять же нужно время, люди и деньги. Конечно, в эпоху интернет-технологий довольно просто поддерживать связи, но очень важны реальные действия выпускников, их заинтересованность в развитии своей alma mater.

Вот как-то так хотелось высказать своим мысли и соображения о проблемах и возможностях их решения в профессиональном образовании будущих менеджеров по рекламе и связям с общественностью. А каков ваш опыт взаимодействия с профессиональным сообществом? Поддерживаете ли Вы связь с выпускающей кафедрой и как помогаете ей в обучении и развитии будущих специалистов? Какой у Вас есть опыт создания ассоциаций выпускников и налаживания партнерских отношений с вузами?

Буду очень благодарна за Ваши комментарии и ссылки.

С уважением, Ефремова Наталия (www.vk.com/natalyefremova или www.vk.com/prlab_efremova)

3 комментария:

  1. Соглашусь, что на каждой кафедре должен быть специалист по поиску партнеров.
    Не совсем понятен формат Ассоциации выпускников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что касается ассоциации выпускников, то ряд вузов создают такие ассоциации (они могут называтся по-разному), чтобы поддерживать связь с ними. Хорошо бы, чтобы выпускающие кафедры, также поддерживали контакт с выпускниками, приглашали их на мероприятия, в том числе учебные, научные. Особенно это было бы полезным, если выпускники работают по специальности.

      Удалить
  2. Надежда Кудинова:
    Я считаю, что на данный момент существует еще одна проблема у ВУЗов. На своем примере расскажу:
    Я PR-специалист в крупном медиа-холдинге, с 5-летним опытом работы, параллельно защитила диссертацию и имею степень кандидата экономических наук (2 года). Периодически я читаю лекции, даю мастер-классы, делюсь опытом и делаю это СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО, когда слушатели НЕ ПЛАТЯТ за участие.
    При этом, мастер-классы интересны как моим коллегам, так и студентам, поскольку я подбираю различные темы (легкие на восприятие или более продвинутые с экономическими показателями и проч.)
    Так вот, когда я у меня появилось время и желание идти преподавать на 1\4 или даже 1\8 ставки в alma mater, к сожалению, мне отказали.
    Я разговаривала и с другими ВУЗами, но везде примерно одинаковая ситуация... К сожалению, нет свободных часов, преподаватели набирают различные курсы и совсем нет места...
    Я не готова отказываться от основной работы, но могу найти время, чтобы делиться опытом со студентами, тем более, получается, что я всегда "на волне" и понимаю каждый день в каком направлении движется медиа-рынок в реальной жизни, а не только в книжках.

    ОтветитьУдалить