Сейчас хотелось бы с Вами
обсудить сложности, с которыми сталкиваются студенты и выпускники направления
«рекламы и связей с общественностью», когда они выходят на рынок труда. А также
проблемы работодателей при поиске, адаптации и развитии персонала. Заметим, что
работодатели находятся в более выгодных условиях, но об этом позже.
Рис. Потребители PR-образования: студенты и
работодатели
Итак, во время обучения и после
него (первые 2 года) студент направления
«реклама и связи с общественностью» сталкивается с рядом возможных проблем:
- получения практического опыта
по профессии, поиск мест для стажировки;
- поиск работы и трудоустройство:
конкурентоспособность и соответствие требованиям работодателей, работа по
специальности, возможности карьерного роста на начальном этапе;
- необходимость дополнительного
обучения по специальности.
Можно предположить, что вузы
объективно не могут выпустить «готового» специалиста. Все же высшее образование
нацелено на формирование базовых знаний, умений, навыков,
учебно-профессиональных компетенций в области рекламы и связей с
общественностью. Такой «универсал» может начать карьеру и в агентстве, и в
отделах по рекламе и PR
различных организаций, и в СМИ. А как мы понимаем, требования-то у разных
работодателей тоже разные. А ограниченное количество аудиторных занятий порой
не дает возможность развить профессиональную компетентность менеджера по
рекламе и PR до
необходимого уровня.
Повезло еще тем студентам, в вузе
которых или на кафедре есть варианты стажировок или практик, или есть вузовская
биржа труда. А так студент вынужден сам искать варианты получения практического
опыта. Здесь он сталкивается со следующими сложностями: а) составление резюме;
б) поиск вариантов; в) успешное прохождение собеседований. Здесь хорошо бы
провести какой-нибудь спецкурс вроде «Карьера менеджера по рекламе и PR». Отмечу, что есть
проекты, которые посвящены вакансиям именно в области рекламы и PR например, Media Jobs (www.mediajobs.ru) – сайт вакансий в области
медиа, PR и рекламы; в
Санкт-Петербурге, например, проходили студенческие биржи труда «День
амбициозных талантов», «PR
& Media Job».
Сейчас же вуз лишь может рекомендовать места практики и не обязан
трудоустраивать выпускника, поэтому работать с базами практик и стажировок и на
каком уровне – это решение остаётся за кафедрой. Делаем вывод, инициатива
поиска должна исходить от студента, главное, вооружить его инструментами поиска
работы.
С необходимостью повышения
квалификации сталкивается любой профессионал, желающий развивать в своей
области или осваивающий новые. Какие здесь есть варианты для студентов и
выпускников вузов, еще не «нюхавших пороха», но уже желающих повысить свою
квалификацию?
Рис. Коммерческие и бесплатные варианты
неформального и информального обучения в рекламе и PR
Варианты повышения квалификации и дополнительного обучения:
- во-первых, это платные курсы повышения квалификации,
которые посвящены одной теме, например, event-management,
копирайтинг. Как правило, они очные, где эксперты-преподаватели и приглашенные
практики в форме ролевых игр, решения бизнес-кейсов и других интерактивных
технологий в сжатые сроки (от недели до нескольких месяцев) поделятся опытом,
дадут алгоритмы работы. По завершению участники получают сертификаты, иногда
дипломы, если это образовательное учреждение. Стоимость в среднем колеблется от
10 до 50 тыс. руб. Например, в Петербурге существует школа Front Row (www.vk/com/frontrow),
специализирующаяся на PR,
рекламе и медиа в fasion-индустрии
и современной культуре, своя школа есть у «мастодонта» PR Марины
Горкиной (www.gorkina.ru).
- во-вторых, платные онлайн-курсы повышения квалификации. Они отличаются
форматом подачи информации: это могут быть аудио- и видео-уроки, вебинары,
доступ к различным материалам, онлайн-консультации. Как правило набор, сервисов
зависит от «пакета» услуг. По завершении можно получить сертификат. Стоимость
колеблется от 2 до 20 тыс. руб. Отмечу, что это очень популярный вариант
инфобизнеса, компаний появляются и стараются занять свою нишу в PR-образовании, например, коммуникационно-образовательное
агентство Mad Media (www.mad-media.net), Центр
онлайн-курсов Медиатека (www.mediatk.ru) и др.
- в-третьих, различные образовательные мероприятия и тренинги,
которые посвящены узкой теме, направлены на отработку конкретных навыков. Форматы
различны: недельные выездные школы, мастер-классы, вебинары и т.д. Они, в
основном, платные для участников. Бесплатные, как правило, ставят цель,
привлечь участников на платные курсы. Также в ряде вузов и на студенческих
конференциях проходят бесплатные мастер-классы.
- в-четвертых, бесплатные
массовые открытые онлайн-курсы, которые организуют различные университет, как
правило, зарубежные. Эти курсы могут проходит на образовательных
онлайн-платформах университетов, а также на «агрегаторах» таких курсов. Формат
обучения: видео-лекции, выполнение тестов, заданий, которые оценивают другие
участники курса, обсуждение в форму. По завершении курса вы получаете
онлайн-сертификат. Мне, например, очень нравится проект Coursera (www.coursera.org), где, в том числе, можно
найти курсы в области креатива, медиа и коммуникаций.
- в-пятых, это бескрайние
просторы для самообразования в онлайне и оффлайне: интернет-порталы,
профессиональные журналы, книги, аудио-книги, подкасты, видео-лекции и
видео-уроки, тематические рассылки. Вот лишь маленькая толика примеров:
видео-подкасты о PR «Black&White PR» от компании Медиатека (www.mediatk.ru/podcasts/), аудио-подкасты MediaFresh о мире публичных
коммуникаций на PodFM (www.mediafresh.podfm.ru), Интернет-портал РАСО
(www.raso.ru), профессиональный журнал
«Пресс-служба» (www.press-service.ru) и т.д.
Все вышеописанные компании и
проекты я бы отнесла к агентам неформального (курсы, тренинги) и информального
обучения (подкасты, бесплатные видео-уроки). То есть, студенту нужно дать
понять, что учиться нужно постоянно (long life learning), чтобы чего достичь в профессии, и начинать нужно со
студенческой скамьи.
Тут перед вузами стоит
определенный «вызов», как остаться
авторитетными участниками PR-образования в такой
конкурентной борьбе. Вариантом может стать выход в интернет и
предоставление ресурсов для онлайн-обучения по опыту западных стран,
продвижения своих преподавателей как экспертов в соответствующих областях. Пока
же можно встретить единичные инициативы преподавателей по созданию
интернет-ресурсов по читаемым дисциплинам в области рекламы и PR. Или я ошибаюсь? Поправьте меня,
пожалуйста. Например, следует отметить опыт Ильи Быкова (к.п.н., доцент, СПбГУ)
по созданию персонального сайта-портфолио преподавателя (www.bykov404.info) и сайтов с
интернет-сопровождением читаемых дисциплин. Занимаясь последние несколько лет
вопросами интернет-сопровождения очного обучения, я тоже создала сайт по
читаемым дисциплинам, который логично вырос из группы ВКонтакте: https://sites.google.com/site/natalyemelyanova/. Но, конечно, такие сайты пока проигрывают в
конкурентной борьбе с коммерческими проектами.
Теперь посмотрим на проблемы работодателя и профессионального
сообщества вообще:
- поиск сотрудников, отбор
кандидатов и оценка профессиональных компетенций;
- адаптация молодых специалистов
в новом коллективе;
- необходимость переобучения и
развития практических навыков, в зависимости от специфики работы компании.
Как я писала выше, работодатели
находятся в более выгодных условиях, потому что рынок предложения перенасыщен.
По оценкам специалистов, например, в Петербурге пиарщиков, которые ищут работу в 10-11 раз больше, чем
требуется. Но, как сами специалисты и отмечают, что хорошего менеджера по
рекламе и PR «днём с огнем не сыскать».
Как результат превышения
предложения над спросом, работодатель может понизить зарплату. Например, по
данным портала superjob.ru средние
зарплатные предложения в Спб такие: менеджер по рекламе с опытом работы от 1
года – 35 тыс. руб, без опыта работы – 23-27 тыс. руб., менеджер по PR с
опытом работы от 1 года – 37 тыс. руб., без опыта работы – 25 тыс. руб.). То
есть вы инвестировали в себя за 4 года
полмиллиона, а в начале карьеры вам заплатят как рабочему без квалификации.
В целом, крупные работодатели активно занимаются поиском и отбором лучших
молодых кадров. За счет участия в студенческих конференциях, конкурсах,
биржах труда, организуя сотрудничество с вузами по базам практик, работодатели
могут заметить «лучших» студентов и пригласить к себе на стажировку с
последующим трудоустройством. Даже вмоей практике было много таких случаев.
А что же делать тем, кого не
заметили сразу? Пробиваться, самому проходить собеседования или, вообще,
открыть свой бизнес, чем не вариант!
Уже обычным стало выражение
«забудьте всё, чему вас учили», когда молодой специалист приходит на работу.
Вот и вынужден работодатель сначала провести адаптацию новичка, а затем и
обучить тому, что нужно для бизнеса, иногда, с нуля. Здесь, конечно, есть и
риск, когда ты вкладываешь в сотрудника, а его потом переманят или он свой
бизнес откроет и станет твоим конкурентом. Но это уже вопросы бизнес-этики.
Итак, мы рассмотрели «вызовы»,
стоящие перед студентами и недавними выпускниками вузов при взаимодействии с
профессиональным сообществом.
Каков Ваш опыт начала карьеры в области рекламы и связей с общественностью? Какие варианты дополнительного профессионального образования Вы используете? Как Вы ищите новых сотрудников? Каков Ваш опыт адаптации и обучения молодых специалистов?
Буду очень благодарна за Ваши
комментарии и ссылки.
Считаю, что один из лучших вариантов - начать работать в рекламном или pr-агентстве. С первого курса я начала работать промоутером и доросла в одном из рекламных агентств до координаторов проектов. В принципе, понять, как функционирует btl и мерчендайзинг, было достаточно. Плюсы такой работы - платят сразу без стажировки, хорошо развиваются навыки коммуникации с незнакомыми людьми.
ОтветитьУдалитьНа 4-м курсе после практиуи меня взяли в pr-агентство. Вот здесь буквально за полгода я освоила реально или увидела,как делают media relations и event на практике. Плюс в том,что еа начальных позициях тв можешь принять участие в разных проектах, встретить людей,которые могут вдохновлять на профессиональный рост!
Все же высшее образование нацелено на формирование базовых знаний, умений, навыков, учебно-профессиональных компетенций в области рекламы и связей с общественностью.
ОтветитьУдалитьВо многом компетенций устаревших еще до начала курса. Образование должно более гибко реагировать на изменения в развивающихся областях. Потому что одно дело изучение латыни, а другое изучение бизнес дисциплин. Да и даже тех же естественных наук. Как быстро преподаватели доносят до студентов теории выигравшие крупнейшие мировые специализированные премии? Обсуждают ли наиболее интересные статьи вышедшие в крупнейших международных специализированных изданиях? Если обсуждают, то с каким лагом?
Ну и про практический опыт тоже верно замечено.
Вы забыли рассказать еще о возможности обучения на практике в рамках студенческих и/или общественных организациях. Тут вариантов много. Было бы желание.
Но главный вопрос тут вопрос системности. Её как таковой нет
Согласна с Вами по поводу студенческих организаций. Добавлю, что активное участие в их деятельности позволяет получить опыт в организации проектов (от внутривузовских до международных), развить навыки работы команды и лидерские качества. Никогда как в студенчестве можно создавать сеть знакомств, которая поможет уже при профессиональном росте.
ОтветитьУдалитьА если в вузе нет своих организаций или органов студенческого самоуправления, например, студсовета или студенческого профкома, то можно стать членом/участником/волонтером межвузовской организации, например, РАССО, или международной, например, AIESEC.
По своему и опыту своих коллег и студентов могу судить, что лидеры таких организаций еще со студенческой скамьи начинают строить свою карьеру,у и их замечают работодатели.
Как мне кажется, главная проблема большинства работадателей - непонимание кто им нужен и для какой конкретной работы. Поэтому они изначально задают неверные критерии поиска: например, ищут контент-специалиста для ведения деловой переписки и документооборота (сама так работаю!!!), хотя для этого рода деятельности есть свои профессионалы. Кто такие pr-специалисты и для чего вообще им нужен (а может и не нужен) pr-отдел они зачастую не понимают: "вот в соседней организации есть такой отдел/специалист и у меня должен быть" - а чем он должен заниматься и что с него требовать(!) - остается загадкой...:) А пресс-секретари иногда являются просто секретарями, которые зато называются красиво.
ОтветитьУдалитьЧто же касается студентов, то я бы посоветовала с первого курса не тратить время зря и начинать работать в отрасли - с самой младшей должности, или на каких-нибудь проектах даже волонтерами. Главное собирать портфолио - оно, на мой взгляд, в этой профессии важнее чем диплом, потому как корочка об образовании гарантий не дает, важно (!), то ты умеешь на практике и кого ты знаешь (однокурсники не в счет). Многие профессионалы в этой отрасли, добившиеся успехов (в основном поколение в возрасте около 35 лет) не имеют профильного образования, зато имеют большой опыт.