Тема профессионального обучения в
рамках высших учебных заведений активно изучается и обсуждается. Я думаю, что
каждая кафедра, выпускающая специалистов о рекламе и связям с общественностью,
может похвастаться своими достижениями. Конечно, как и в любой организации,
есть спады и подъемы активностей: руководство меняется, преподавательский
состав кафедр тоже подвижен, да и от самих студентов многое зависит, бывает,
что поступят активные студенты, и сразу кафедра берет призовые места на
студенческих конкурсах.
Кроме того, сама специфика
обучения коммуникационным специальностям предполагает постоянное обновление,
соответствие реалиям профессии. Здесь нет, как в математике устоявшихся теорий
и концепций, иногда каждый год приходится кроить учебную дисциплину, чтобы
соответствовать актуальным тенденциям в области рекламы и связей с
общественностью.
Сейчас хотелось бы с вами обсудить
состояние вузовского образования по направлению «реклама и связи с
общественностью», вместе проанализировать с одной стороны, каков современный
вуз (локальнее - кафедра), выпускающий востребованных специалистов по PR и
рекламе, с другой – кто учится на рекламе и связях с общественностью. Какие существуют «вызовы» перед этими участниками образовательного процесса, какие «узкие места» есть в их взаимодействии, к
каким проблемам они ведут и как их
можно решить, каков передовой опыт в
профессиональном обучении?
Рис. Участники PR-образования: вузы и их
студенты
Ответить на этот вопрос можно с
разной степенью глубины. Мне со стороны моего скромного исследовательского и
преподавательского опыта видно следующее.
Со стороны вуза:
А. Проблемы, обусловленные «вызовами», стоящими перед системой высшего
образования вообще:
- обучение по компетенциям:
проблема конструирования модели компетенций выпускника; разработка и применение
диагностики для отслеживания динамики развития компетенций как результатов
образования; выбор и разработка эффективных методов, формы и средств обучения и
др. аспекты организации образовательного процесса (материально-техническая база
вуза, структура и состав ППС, студенческое самоуправление, НИР и НИРС и т.д.);
- учет индивидуальных особенностей
учащихся, развитие личности;
- информатизация образования и
появление новых форм, сред, средств, методов преподавания (например, различные
виды электронного обучения);
- привлечение студентов к НИРС и
участию в профессиональных конкурсах для развития профессиональных компетенций,
поощрения творчества.
Б. Проблемы, обусловленные спецификой будущей профессиональной
деятельности (реклама и связи с общественностью):
-
необходимость актуализации содержания образования в соответствии с
развивающейся теорией и практикой рекламы и PR;
- квалификация преподавателей,
ведущих профессиональные дисциплины;
- применение практикориентированного
подхода в обучении через применение преподавателями активных и интерактивных
форм и методов обучения, привлечения практиков в области рекламы и пиар,
организация вузом условий для прохождения практик и стажировок студентами во
время обучения.
Конечно, список далеко не полон,
но, по возможности, остановимся на некоторых пунктах.
Как я писала ранее, более 250(!)
вузов по всей России учат по данному направлению (очное, вечернее, заочное,
дистанционное, первое и второе высшее). Безусловно, есть вузы и преподаватели-лидеры,
новаторы в своей области, и вузы, где обучение идет чисто для получения
диплома. Рейтингом пусть занимаются специалисты. Но квалификация преподавателя
и наличие у него практического опыта по специальности очень важны. Кто учит будущих пиарщиков и рекламистов в вузах?
Каковы лучшие практики в обучении
(содержание, формы, методы и среды обучения)? Этот вопрос еще предстоит
изучить или у Вас есть ответ?
Замечу, что преподаватели, ведущие профессиональные дисциплины в области рекламы и PR, очень разные: и разные ученые степени и звания, разный
педагогический, профессиональный практический опыт, разный уровень знания
«предмета» вообще. Но очень печально было присутствовать на лекциях
«теоретиков», где текст (различной степени качества и количества) зачитывался,
а на семинарах заслушивались доклады; также, бывало, и на лекции «практика»
ожидаешь от него конкретных алгоритмов действий, примеров из практики, а его
хватает только на одну-две лекции, а потом, то занятия перенесут, то на полчаса
расскажет что-то, не относящееся к теме курса и отпустит по домам. Здесь,
конечно, несколько аспектов: и кафедры, которые подбирают преподавательский
корпус, и вообще низкая оплата с точки зрения затраченных рабочих часов. Вот и
стоит надеяться на «этузиастов» из среды практиков, которые хотят передавать
свой опыт и идут работать по совместительству в вузы, или проводят открытые лекции.
Немаловажный момент в развитии
профессии – это то, что в 2010 году в одном направлении были объединены две специальности:
«реклама» и «связи с общественностью». Даже не анализируя практику, а рассуждая
логично, можно заключить, что:
а) в вузах произошло
перераспределение выпускающих кафедр, скорее всего, в сторону их уменьшения, а
также состава преподавателей из-за изменения учебных планов;
б) учебный план, в свою очередь,
сжался, так как из двух наборов дисциплин нужно было составить один.
Причем, предполагаю, компоновка
была осуществлена в ту сторону, на какой кафедре учат бакалавров: больше про PR будут учить «бывшие»
пиаровские кафедры, про рекламу – кафедры рекламы. Соответственно,
теоретический материал дается «галопом по Европе», а развитие практических
умений и навыков происходит хаотично.
Я вообще считаю, что у рекламы и
связей с общественностью принципиально разные подходы в построении
коммуникации, разные методы и прочее. Но, с другой стороны, это, во-первых,
вписывается в доминирующую сейчас концепцию создания интегрированных
коммуникаций, во-вторых, практики осуществления функций рекламы и PR в рамках одного
структурного подразделения (а иногда и одним сотрудником) или агентства
(предоставляющих «полный» спектр услуг), в-третьих, у выпускника, универсала
так сказать, появляется больше шансов трудоустроиться. Резюмируя, рекламщики и
пиарщики – одного поля ягоды :)
Решением, возможно, будет некий интегративный подход, объединяющий
преподавателей разных кафедр, хорошо знающих свой предмет. Но на
организационном уровне, как видится, проще
«предложить» своим преподавателям освоить новый недостающий материал, чем
отдавать нагрузку другим – это «узкое место», которое, в конечном счете, влияет на качество знаний и компетенций
выпускников.
В целом, профессиональное
обучение в данном направлении довольно молодое (с 1993 года в России). Однако в
конце 1990-х - начале 2000-х появляется ряд профессиональных ассоциаций в
области PR. В том числе
в 2005 году была создана Ассоциации преподавателей по связям с общественностью
(АПСО, www.apco-ru.ru). Миссия АПСО - объединение усилий преподавателей
вузов России для создания отечественной профессионально-научной школы связей с
общественностью, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных внести вклад в построение демократического общества, а также в укрепление
и развитие международного взаимопонимания в условиях мировых интеграционных
процессов. Подробнее о проектах и деятельности смотрите на сайте. Отмечу, что в
Питере индивидуальное членство имеют преподаватели следующих вузов – СПбГЭТУ,
СПбГУТ им. Бонч-Бруевича, РГГМУ, СПбГУ, Невский институт языка и культуры,
СПбИВЭСЭП, СПбУЭУ, - коллективного членства питерских вузов в списке я не нашла.
Обратимся к составу компетенций менеджера по рекламе и пир.
Этим вопросом озадачивались и до введения стандартов третьего поколения.
Например, РАСО (www.raso.ru) в 2009 году
проводило опрос по ключевым компетенциям специалиста в области рекламы и пиар. Периодически
компании Head Hunter
(www.hh.ru) и Super Job
(www.superjob.ru) составляют обзоры
по профессиям в сфере маркетинга, рекламы и пиар, где есть раздел и про
требования работодателей. То есть, можно сказать, рынок труда и
профессиональное сообщество так или иначе дает ответ на вопрос о структуре
профессиональных компетенций специалистов в области рекламы и PR.
Но система высшего образования
вынуждена отталкиваться от разработанных профессиональных стандартов. При этом
они довольно общие, поэтому вуз имеет ряд возможностей в проектировании модели выпускника. Однако практика проектирования
таких моделей довольно редкая: мне удалось найти две-три статьи на эту тему (я
имею ввиду научно обоснованное исследование с масштабным изучением теории
и практики, а не работу методистов).
С точки зрения построения комплексных моделей
компетенций менеджера по связям с общественностью интересен опыт проекта ECOPSI (www.ecopsi.org.uk) – инновационной программы исследования и развития
профессиональных коммуникационных навыков в Европе. Проект направлен на
проведение исследований профессиональных компетенций в области
коммуникации. Данное исследование проводилось
в 2012-2013 гг. и объединило 6 ведущих европейских университетов из Германии,
Нидерланд, Словении, Испании, Турции и Великобритании. Российскому PR-сообществу еще предстоит
интегрировать результаты данного проекта в свою деятельность.
Как мы видим, есть много
неравнодушных людей к проблемам обучения и развития профессиональных
компетенций у будущих и существующих PR-менеджеров и менеджеров по рекламе. И, пожалуй, объединение
усилий в рамках ассоциаций, межвузовских объединений, вообще обмен опытом –
один из лучших вариантов.
Посмотрим же на студента,
обучающегося по направлению «реклама и связи с общественностью». Почему она
довольно популярна, несмотря на коммерческую форму обучения.
«Вызовы» и проблемы
со стороны учащихся:
А. Выбор профессии, выбор вуза и поступление: отсутствие
профориентации в школах и вузе и по
направлению «реклама и связи с общественностью» (есть ли практика вообще?).
Возможное решение проблемы:
популярные статьи на порталах для школьников, видео-ролики о профессии, специальные
мероприятия в школе и в вузе.
Хотя, в целом, вузы (выпускающие
кафедры) ведут кампании «по набору» с той или иной степенью успешности.
Учитывая, что обучение в основном коммерческое, то вуз заинтересован в развитии
данного направления. А, следовательно, будут студенты, будет работа для
преподавателей.
Б. Кто и почему выбирает профессию в области рекламы и связей с
общественностью?
По статистике, в основном на
данной специальности обучаются девушки. Гендерный фактор тоже нужно учитывать и
в содержании обучения и в методах обучения.
Каковы ожидания студентов от будущей
профессии? Почему они её выбирают? Престижна и она? Вопрос, как мне кажется,
мало изучен.
Давайте посчитаем! Обучение по
направлению «реклама и связи с общественностью» на очной форме стоит довольно
дорого. Например, за 4 года обучения в Питере можно «инвестировать» около
полумиллиона рублей. А для иногородних студентов цифра может возрасти из-за
оплаты проживания. Выпускник без опыта работы сразу же попадает в
высоконкурентную среду, с трудом находит кое-какую работу. Инвестиции
приблизительно могут «окупиться» только через 2-3 года. Или вообще выпускник не
будет работать по данной специальности, пройдет переобучение в вузе или на
работе. И вложенные «инвестиции» времени и деньг могут вообще не окупиться.
Почему абитуриенты и их родители
выбирают такую довольно «рискованную» схему обучения? Это связано с
престижностью профессии, наличием способностей у поступающих к профессии, а
возможно, просто недальновидностью абитуриентов и их родителей?
В. Адаптация первокурсников к новой образовательной и социальной среде
вуза (возможно, другого города) введение в профессию.
Конечно, обучение в вузе
ЗНАЧИТЕЛЬНО отличается от школы. Во-первых, в вузе высока доля самостоятельной
работы, а не все учащиеся готовы к этому. Может быть по этому, по итогам первой
сессии есть очень много должников. Во-вторых, первый год такой больше
общеобразовательный, выпускающая кафедра начинает плотно работать со студентами
только со второго года. Успешные практики в этом отношении в тех вузах,
которые: ведут наставничество, тьюторство, кураторство не как временные акции,
а на постоянной основе.
Немаловажную роль в этом
отношении играет студенческое сообщество, например, в 2003 году была создана Российской
ассоциации студентов по связям с общественностью (РАССО, www.rasso.ru), которая объединяет
студентов коммуникационных специальностей. Следует отметить, что ежегодные
студенческие конкурсы, национальные премии в области PR и другие студенческие
мероприятия стимулируют творческую, научно-практическую деятельность студентов
и их научных руководителей из числа преподавателей вузов.
Остается только быть в курсе
проходящих мероприятий и активно принимать в них участие. А если в вузе нет
представительства РАССО или студенческого PR-кружка, то активно принимать участие в мероприятиях (очных и
заочных) других вузов, благо студенты лучше находят общий язык и быстрее
объединяются в межвузовских проектах. При этом следует отметить, что
большинство мероприятий проходят на бесплатной основе, делая их доступными для
всех.
Проблем обозначено довольно
много. Они имеют разную важность и степень сложности в рамках системы
профессионального образования в сфере рекламы и связей с общественностью.
Чтобы Вы могли добавить? Каков Ваш опыт и достижения в обучении
бакалавров и магистров «рекламы и связей с общественностью»? Как Вы считаете,
кто должен учиться на этом направлении? Какие компетенции необходимо развивать
у будущих менеджеров по рекламе и связям с общественностью в вузе и каким
образом это можно сделать эффективно?
Буду очень благодарна за Ваши
комментарии и ссылки.
Тоже в целом соглашусь. Однако, хочу отметить что и реклама и маркетинг мало того что близкие предметы в рамках и ИМК, так еще и прикладные инструменты социологии и маркетинга.
ОтветитьУдалитьПоэтому в таких направлениях как: со, реклама, маркетинг, социология, психология, журналистика любой выпускник должен хорошо разбираться.
Хотелось бы добавить еще одну немаловажную проблему - престижности специальности и ее статуса в обществе. Ни для кого из нас не секрет, что PR-специалисты - это так называемые "фотографы" нашего времени. То есть бытует неофициальное, но довольно устойчивое мнение современного сообщества, что пиарщиком, как и фотографом, может быть любой. На данное мнение влияет приведенная автором статистика о популярности специальности PR, и вопросы о качестве образования в данной сфере, и кажущаяся "легкость" поступления на нее в ВУЗ.
ОтветитьУдалитьЕстественно, все это должно волновать специалистов и преподавателей.
Но много ли мы видим похожих блогов и статей?
Спасибо Наталии за то, что она поднимает данные вопросы, своевременно обращая наше внимание на проблемы области и призывая совместно придти к их решению.
Спасибо, очень ценное наблюдение про "фотографов". Действительно, поступают много, но по специальности работают мало, да и ещё дефицит профессиональных кадров, как в прочем и других областях.
УдалитьПочему на "выходе" из образовательной системы так мало а) хороших специалистов, б) трудоустроенных по специальности?
Мне видится несколько возможных ответов:
- в процессе обучения студенты понимают, что это не их профессия, а доучиваются для получения диплома;
- качество самого обучения невысоко, и выпускник не может приступить к ответственной работе или знания уже устарели по сравнению с реалиями рынка;
- большие амбиции, в том числе и по зарплате, а на старте тебе платят мало, несколько лет ты работаешь на репутацию, не все готовы хорошо трудиться;
- не секрет, что на пиаре учатся много девушек, только начав карьеру, выходят замуж, а там потом дети. За время отпуска меняется индустрия и люди в ней, выходить приходится совсем на другое место, а иногда и по другой профессии;
- психологические причины: не все оказываются готовы к рутинной работе, ожидая от профессии только креатива, плюс не многие готовы работать с негативом, возражениями и в конфликтных ситуациях.
Исходя уже из этого можно сделать вывод, что в рамках профессиональных дисциплин ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно включать элементы самоменеджмента (тайм-менеджмент, целеполагание, управление личным бюджетом, проектами) и навыками поиска работы и построения карьеры. О последнем обязательно подготовлю пост.
Спасибо Skulz Media за ценную мысль.