Материнство для женщины
несёт не только ряд вызовов, но и множество возможностей, в том числе и в
профессиональном плане. В современном мире мамы-предприниматели всё больше
заявляют о себе, своих проектах и готовы делиться своим успешным опытом в
построении и продвижении собственного бизнеса. В рамках данной статьи не будем
подробно останавливаться на феномене женского индивидуального предпринимательства
в целом. Особое внимание хотелось бы уделить особенностям продвижения коммерческих
и некоммерческих проектов, инициированных женщинами в период ухода за
маленькими детьми.
В 2014 году я проводила исследование возможностей для профессионального развития карьеры длямам в период отпуска по уходу за ребёнком. Среди прочих стратегий
профессионального развития была отмечена возможность открытия собственного
дела. За последние несколько лет мной была проведена практическая и
исследовательская деятельность в сфере маркетинговых коммуникаций применительно
к индивидуальному женскому предпринимательству, выводы по результатам которой кратко
представлены ниже.
Коротко остановимся на преимуществах
и недостатках открытия собственного дела в период ухода за детьми. Среди
отмеченных преимуществ можно особо выделить: получение
основного/дополнительного дохода, личностная и профессиональная самореализация,
гибкость в графике работы, возможность совмещать материнство и профессиональную
деятельность, желание попробовать себя в чём-то новом. Другими словами, среди
явных преимуществ в получении дополнительного дохода и профессиональной
самореализации, многие женщины в период ухода за маленькими детьми ищут новые
возможности для реализации своего творческого потенциала.
Среди явных недостатков,
связанных с малым количеством конструктивного времени и сложностью организации
домашнего производства или офиса на дому, многие мамы-предприниматели
сталкиваются, во-первых, с юридическими и организационными сложностями в
ведении собственного бизнеса, во-вторых, с рядом психологических проблем и
отсутствием поддержки и помощи со стороны близких и знакомых, в-третьих, с
отсутствием базовых знаний в управлении бизнес-проектам. Например, ряд
респондентов отметили, что близкие воспринимали их предпринимательские
начинания как увлечение, хобби, и не готовы были взять часть забот по дому и
воспитанию детей на себя, чтобы высвободить полезный ресурс времени для мамы.
Анализ привлекательных
направлений для открытия собственного дела показал, что наиболее
популярными сферами и видами бизнеса являются:
- материнство, уход и воспитание детей (информационные
образовательные проекты в сфере здоровья, воспитания и интеллектуального
развития детей; психологическая консультация; курсы для беременных;
изготовление собственных или реализация существующих товаров, одежды, обуви и
игрушек для детей и т.д.);
- организации семейного
досуга (детские клубы; развивающие центры; организация детских и семейных
праздников и т.д.);
- домашнее хозяйство и
кулинария (изготовление домашней выпечки на заказ; изготовление или реализация
существующих товаров для дома и др.);
- мода и красота (визаж,
нейлдизайн и парикмахерские услуги; индивидуальный пошив одежды; фотоуслуги;
массаж и т.д.).
Таким образом, мы видим,
что бизнес-идеи в основном связаны с женскими видами деятельности и тесно переплетены
с материнством, воспитанием и обучением детей, созданием красоты внутри и
вокруг себя.
Проанализировав более 50
проектов, реализованных мамами-предпринимателями (преимущественно в городе
Санкт-Петербург), можно выделить следующие особенности построения брендов в сфере
малого женского предпринимательства:
а) минимальные начальные инвестиции в проект: как правило, бизнес-идеи
вырастают из хобби и увлечений; в основе товара или услуги лежат уже имеющиеся
знания, умения, жизненный и профессиональный опыт основателя;
б) некоторая спонтанность в желании открыть своё дело и
отсутствие профессиональных знаний в бизнес-планировании и маркетинге:
следует отметить, что большинство анализируемых проектов были открыты по
наитию, на основе собственных желаний и устремлений, при этом не проводилось
маркетингового анализа на начальном этапе, не была просчитана бизнес-стратегия,
очень часто в таких бизнесах слабо вёлся финансовый учёт и анализ показателей
эффективности. Как следствие, многие проекты имели довольно короткий жизненный
цикл;
в) в основе коммуникаций бренда лежат ценности семьи: во-первых,
многие мамы-предприниматели очень часто освещают свою семейную жизнь, вплетая в
неё свои предпринимательские проекты; во-вторых, в рамках коммуникаций они
часто апеллируют к семейным основам и традициям;
г) отсутствие продуманной коммуникационной политики бренда: многие мамы-предприниматели, не имея базового
образования в сфере продвижения, часто учатся всему на собственном опыте,
совершая достаточно ошибок.
Анализ наиболее
действенных инструментов продвижения проектов в сфере малого женского
предпринимательства показывает, что:
- наиболее действенным
каналом коммуникации является «сарафанное радио», рекомендации и отзывы
существующих клиентов;
- основным каналом
коммуникации является интернет, как один из самых удобных для генерации и
распространения контента, дешёвых с точки зрения затрат на продвижение,
доступных для целевой аудитории. Наиболее популярными площадками для
бренд-коммуникаций остаются социальные сети, персональные сайты владельцев
бизнеса, форумы, блоги и профессиональные интернет-порталы и интернет-сервисы;
- в качестве
дополнительных каналов и инструментов продвижения выступают: участие в
тематических мероприятиях (выставки, конкурсы, форумы), бесплатные презентации
товаров и услуг, а также ряд инструментов интернет-маркетинга (e-mail-рассылка,
организация вебинаров) и др.
Как мы видим, вопросы
продвижения брендов и проектов являются одними из самыми актуальных для
начинающих индивидуальных предпринимателей, не имеющих профильного образования
в сфере маркетинга, рекламы и PR. Как ответ на запрос
данной аудитории автором был разработан образовательный проект «Личный бренддля начинающих», включающий серию видео-уроков с пошаговым выполнением заданий
по разработке персонального бренда. По итогам декабря 2015 – января 2016
года проект собрал более 150 просмотров и положительные отзывы от
мам-предпринимателей.
Подводя итог
проведённому анализу проблемы и проделанной работе, можно выделить следующие
особенности брендинга в сфере малого женского предпринимательства. Во-первых,
продвигаемый товар или услуга чаще всего связаны с темами материнства и
воспитания детей, организации семейного досуга, дома и уюта, моды и красоты, то
есть «женских» сфер. Во-вторых, чаще всего представителями целевой аудитории (клиентами
и потенциальными клиентами) являются мамы или родители с детьми. В-третьих,
создание и маркетинговые коммуникации бренда, как правило, тесно связаны с
личностью основателя бизнеса. И, в-четвёртых, ключевыми ценностями брендов
становится «качество», «радость», «индивидуальность/уникальность»,
«доступность».
Статья опубликована. Ссылка: Ефремова Н.В. Брендинг проектов в сфере малого женского предпринимательства // Брендинг как коммуникативная технология ХХI века: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25-26 февраля 2016 года / под ред. про. А. Д. Кривоносова. - СПб.: Изд-во СПбГЭу, 2016. - С. 47-50.
Комментариев нет:
Отправить комментарий